julia_kelen (
julia_kelen) wrote2013-03-26 10:15 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Загадка Темной Дамы
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
С. Маршак
Согласно эталонам красоты эпохи Ренессанса, героиня сонетов Шекспира – Темная Дама – красавицей не была. С волосами, которые «вьются черной проволокой», с темной кожей и глазами, которые «на звезды не похожи», Темная Дама противоречит идеалам красоты той эпохи. Однако она завладела умом и сердцем героя сонетов, для него она – бесценное сокровище.
Веками ученые и биографы Шекспира пытались понять – существовала ли на самом деле Темная Дама, и если да, то кто она?
Благодаря работе с командой специалистов по истории живописи, лингвистов и даже криминалистов, немецкий профессор английской литературы теперь уверенна – она разгадала загадку: Темная Дама шекспировских сонетов жила в 16 веке и является предком принцессы Дианы.
Профессор Хильдегард Хаммершмидт-Хюмель из университета Майнца, утверждает, что темной музой, вдохновившей Шекспира на создание сонетов, была Элизабет Вернон, женщина из аристократической семьи, камеристка Елизаветы I.
В новой книге - «Секрет Темной Дамы Шекспира», - Хаммершмидт говорит, что Вернон была возлюбленной Шекспира до того, как вышла замуж за его покровителя – Генри Уриотесли, который в сонетах августа 1598 отождествляется с соперником и любовником. Немецкий профессор верит, что Вернон родила Барду Эйвона дочь в ноябре 1589 года, этим ребенком была Пенелопа, которая позже вышла замуж за барона Спенсера в 1615, сделав, таким образом, поэта предком Принцессы Уэльской.
Главным доказательством теории Хаммершмидт являются два портрета приблизительно одного периода. Первый – Портрет Женщины, выставленный в замке Хэмптон-Корт, на нем изображена торжественно одетая, беременная аристократка с темными волосами и глазами. Так же, картина содержит в себе сонет, который тематически, семантически и стилистически совпадает с циклом стихов о Темной Даме. «(Стихотворение) описывает предательство, которое разделило его (героя Шекспира) с плодом любви», - говорит Хаммершмидт.
Второй портрет, вывешен в Боугтон Хаус в Норхэмптоншире, на нем изображена Элизабет Уриотесли, в девичестве Вернон, в домашнем платье. Графиня очень похожа на даму с первого портрета, поэтому Реэинхардт Алтман – криминальный эксперт, заявил, что сходство между двумя женщинами слишком велико и не может быть совпадением.
Дама на первом портрете указывает на лицо мужчины, которое вышито на правом рукаве ее платья. «Форма головы и черты лица, - говорит Хаммершмидт, - имеют поразительное сходство с внешностью Шекспира».
К тому же, Хильдегард Хаммершмидт утверждает: внешне Пенелопа больше похожа на своего предполагаемого биологического отца – Шекспира, - нежели на мужа Элизабет – Генри Уриотесли. Чтобы подтвердить это, Алтман сравнил один из портретов Пенелопы, написанный Ван Дейком, с двумя портретами Барда Эйвона, и пришел к выводу, что «результаты сопоставления – в пользу Шекспира».
Но, как бы там ни было, не все эксперты согласны с такой «историей» Темной Дамы.
Кэтрин Дункан-Джонс, профессор из Оксфорда, редактор «Arden edition of Shakespeare’s sonnets » (1997), опровергает тот аргумент, что стихотворение в «Портрете Женщины» было написано Вильямом Шекспиром. «Сонет слишком продуманный и утонченный, - говорит она, - слишком стандартный по стилю и слишком изысканный, чтобы принадлежать Шекспиру». Так же, маловероятно, что женщина дворянского происхождения, как Элизабет Вернон имела бы роман с драматургом низкого происхождения, - замечает Дункан-Джонс. - Социальный разрыв был слишком велик».
Руссель Джексон, заместитель директора Университета Бирмингема в Стратфорде-на-Эйвоне, тоже настроен скептически. «Все аргументы похожи на тщательно выстроенный карточный домик. Но если вытащить одну карту, то все развалится». Джексон считает, что сходство между лицом, изображенным на рукаве Вернон и лицом Шекспира такое неясное, что кажется почти призрачным: «Это может быть и Шекспир, но может быть и кто-то еще», - замечает он.
Скептики так же сомневаются в том, что прототипом Темной Дамы Шекспира была настоящая женщина. « Поэзия об Элизабет не была такой автобиографичной, как считают романтики, - говорит Раймунд Боргмейер из Университета Гессена в Хессе, - Ошибочно было бы думать, что сонеты основаны на личном опыте».
Одни могут рассматривать теорию Хаммершмидт, как комедию ошибок, другие – прислушаться к ней, а третьи – продолжат свой поиск. Во всяком случае, раскрывать свою тайну Темная Дама так просто не собирается…
Урсула Саттер, Time, 1999
Перевод: Юлия Келен.
no subject
no subject