julia_kelen: (Default)
julia_kelen ([personal profile] julia_kelen) wrote2012-09-04 09:29 am
Entry tags:

История в архитектуре

Спрос на исторические здания во всем мире растет год от года. Собственный дворец или поместье с приятной историей памятника архитектуры – не только элитное жилье, но и выгодное вложение денег.
Отличительная особенность Западной Европы в том, что большая часть исторических зданий – частная собственность. Многие дворцы функционируют, как частные гостиницы, библиотеки, университеты, рестораны и музеи. В Восточной Европе, где во времена социализма памятники архитектуры были превращены в сельскохозяйственные объекты или использовались коммунальными службами, теперь тоже можно прикупить домик «с прошлым» по цене от двухсот тысяч долларов.



В Европе строго относятся к сохранению архитектурного наследия, поэтому владельцам исторических зданий предоставляются разные льготы по оплате налогов на собственность с учетом ее содержания. Например, в Польше государство возвращает инвестору 23% средств, вложенных в реставрацию приобретенного имения.
В России же нет закона о меценатстве, о налогообложении лиц, сохраняющих исторические ценности. Более того, после объявленного впервые за всю историю страны разрешения приватизировать объекты культурного наследия (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001), в 2002 году последовало введение моратория на эту приватизацию. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (статья 63), приостановил приватизацию памятников до принятия закона о разграничении государственной собственности на них, то есть отнесения их к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации. Причем, срок этого моратория установлен до 31 декабря 2010 года.

Самые интересные для потенциального покупателя – усадьбы федерального значения. Именно среди них сохранилось подавляющее количество архитектурных комплексов с главными домами. Однако, таких усадеб осталось очень мало. Например, в Московской области их всего 190, а в остальных регионах Центральной России - не более 250 и по закону они не подлежат передаче в частную собственность. Их можно получить только в аренду на 49 лет с условием полной реставрации.

Мало кто согласится вкладывать немалые средства в дорогую реставрацию и содержание объекта, который не станет их собственностью. Тем более, что большинство «дворянских гнезд» находятся в полуразрушенном или разрушенном состоянии. От былого великолепия будущему владельцу в лучшем случае достанутся руины, дворовые постройки и заброшенный сад. Поэтому, сегодня на счету Минкульта РФ числится лишь 13 культурных объектов, переданных в аренду до 2002 года общественным и коммерческим организациям.
Однако, государство не в состоянии содержать все исторические строения в надлежащем состоянии. Во многих барских усадьбах, особняках и поместьях по-прежнему размещаются больницы, лечебницы для душевнобольных, склады, офисы местных чиновников и властей. Здания не предусматривают такого использования и процесс разрушения этих памятников культуры продолжается.
Факты говорят сами за себя: по данным Министерства культуры за последние одиннадцать лет Россия навсегда утратила 349 памятников федерального значения, отреставрировано лишь 11, и те, в основном, находятся в пушкинских местах.

На территории Петербурга и Ленобласти находится немало разрушающихся исторических памятников, часть из которых, имеющих статус местного значения, уже выставляются на продажу. Этот процесс начался не так давно – около 2-2,5 года назад.
Например, компания «Гранд-Инвест» год назад приобрела комплекс зданий усадьбы Ланских в Выборгском районе с условием восстановления исторического облика зданий. Сейчас в Пушкине Восточно-Европейская финансовая корпорация (ВЕФК) перестраивает под гостиницу дачу Зинаиды Юсуповой. Компания «Инвест-Холдинг» взяла в аренду дачи Фаберже, готовились к продаже Белая дача и Готический дом усадьбы Зубовых, дача Бенуа и некоторые усадьбы Всеволожского района.
В Петербурге уже приватизировано более 20 региональных архитектурных памятников. Но в большинстве случаев, цена, покупатель и условия продажи остаются в секрете: исторические здания на рынке недвижимости по-прежнему штучный и элитный товар.
Судьба остальных по-прежнему неясна…
В усадьбе Сиворицы, бывшем имении заводчика Демидова, сейчас располагается филиал психиатрической больницы им.Кащенко. В усадьбе Марьино - профилакторий одного из предприятий Ленобласти. Усадьбу Боровое князя Львова занимает санаторий МВД.
Мыза в Тайцах, принадлежавшая Абраму Григорьевичу Ганнибалу, запущена. От усадьбы Раскулицы остались лишь руины. Разрушаются усадьбы Котлы дворян Разумовских, Кобрино семьи Ганнибала и родителей Пушкина, Гостилицы генерала Миниха, Торосово Михаила Врангеля, Елисеева в Белогорке. Усадьбы Батово и Выра семьи Набоковых сгорели.

Вот уже два года Министерство культуры России настаивает на снятии моратория на приватизацию памятников архитектуры. И теперь госчиновники могут с радостью констатировать: рассмотрение этих поправок в Федеральный закон намечено на декабрь 2006. А это значит, что уже в следующем году может состояться передача русских дворцов и усадеб в частные руки. Ожидается, что на торги будет выставлено больше 50 тысяч зданий регионального значения и около 25 тысяч памятников – федерального, среди которых и сотни старинных русских усадеб, ранее считавшихся неприкосновенными.

Вот такая история, вот такие наследники: сам не "ам", и другим не дам. А если и что-то решу отдать, то на выгодных мне условиях, и в жутком состоянии.

Юлия Келен (с)